Что такое Томас в православии и какие права он предоставляет
Томас в переводе с греческого означает «кусок» или «часть» чего-либо. «Том» происходит от слов «резать» и «делить». Томас в православии – это официальный, торжественный указ, подписываемый предстоятелем Православной поместной церкви. Данный документ утверждает особые вопросы, касающиеся приобретения церковью автокефалии или независимости (автономности), вероисповедания и Церкви в целом. Православный Томас представляет собой указ, в котором содержится распоряжение Священного Синода Вселенского патриархата, и который всегда заверяется подписью.
Томас об автокефалии в православии предоставляет статус поместной или независимой Церкви, и дает право самоуправления на конкретной местности. Автономные Церкви отличаются от автокефальных церквей, ограниченной самостоятельностью. Например, устав автономной Церкви утверждается только автокефальной Церковью, автономная Церковь не имеет право готовить миро, а получает его от «материнской» Церкви, имя предстоятеля автокефальной Церкви возносится в поместных Церквях, находящихся в ее юрисдикции. Таким образом, православный Томас издает автокефальная Церковь, в подчинении у которой, находится будущая поместная Церковь.
Как выглядит Томас об автокефалии в православии
Томас об автокефалии – это архиважный документ, который отличается от других указов торжественным ритуалом подписи, по специально разработанному регламенту. Документ представляет собой рулон, напоминающий древние грамоты, украшенный в торжественной манере.
Правослвный Томас состоит из двух пунктов:
- Историческое обоснование. В первой части Томаса повествуется о положении Церкви, которая претендует на получение статуса автокефалии, также описана связь с Константинопольским патриархатом.
- Каноническое и догматическое обоснование. Во второй части Томаса в православии указано, на основании каких канонических законов, Церкви присваивают документ о независимости. А также, перечислены наставления для церковных служителей, например, пожелание возвращать Веру в Бога и руководствоваться каноническими правами и законами.
Кто принимает решение о предоставлении Томаса об автокефалии в православии
На данный момент, вопрос о том, кто должен принимать решение о предоставлении Томаса об автокефалии автономным церквям, остается открытым. Связано это с тем, что представители Московского Патриархата и Константинопольский Патриарх не пришли к единому мнению, как должен подписываться Томас.
Началось все с того, что издавна было принято, что лишь Вселенский Патриарх, как единый православный патриарх на планете, имеет право принимать решение о даровании Томаса об автокефалии. Вселенский Константинопольский патриарх возглавляет Синод, потому и может провозглашать автокефалию. А все потому, что по историческим данным, все автокефалии, появившееся в 16 веке, находились на территории Вселенского Патриархата.
Приняв решение о предоставлении автокефалии, Патриарх подписывал документ и ставил слово «Провозглашает», после чего, православный Томас подписывали члены Синода, не используя никаких слов, таким образом, подтверждая подлинность документа.
В связи с этим началась дискуссия. Представители Московского Патриархата предложили ставить слово «Провозглашает» не только Вселенскому Патриарху, но и остальным представителям Синода. Не согласившись с таким требованием, Константинополь предложил компромиссное решение. По примеру литургии, где принято считать служителем того, кто проводит службу, а остальных участников службы – сослужителями, подписывать Томас об автокефалии таким же образом — Константинопольский Патриарх после подписи ставит слово «Провозглашает», а другие члены Синоды используют слово «Сопровозглашает». Представители Московского Патриархата не пошли на компромисс, из-за чего вопрос о том кто должен принимать решении о предоставления православного Томаса остается открытым.
Какие православные Церкви имеют свой Томас, а какие нет и почему
На сегодняшний день, далеко не каждая православная церковь обладает Томасом об автокефалии. Связано это с тем, что те Церкви, которые были основаны в эпоху Вселенских Соборов (IV-VIII века) Томасов не имеют. Данные документы есть только у Церквей, которые ранее находились на территории Константинопольского Патриархата. В данном случае, исключением является Грузинская Православная Церковь, которой Константинополь выдал Томас о признании автокефалии.
Стоит отметить, что Русская Православная Церковь, не обладает Томасом как таковым. Как утверждают источники, РПЦ обладает Уложенной грамотой присвоенной церковным Собором, которая, по сути, является тем же православным Томасом. Как гласят исторические данные, В 1589 году Константинопольским патриархом Иеремием II, РПЦ был присвоен автокефальный и патриарший статус, который спустя 4 года подтвердил Всеправославный Собор в Константинополе.
Таким образом, все Церкви, которые были основаны до 16 века, не имеют Томасов об автокефалии.